Поход к Выборгу 1710 г

При наступлении 1710 года, Петр обратился, прежде всего, к Выборгу, представлявшему особенную важность по положению своему относительно Петербурга, Карелии и Финляндии; а, главное, служившему опорую и магазином для шведского флота при крейсерствах у Берёзовых островов. К осаде Выборга приступили самой ранней весной. Отряд пехоты и кавалерии с десятью 12-ти фунтовыми пушками и тремя мортирами двинулся через Котлин морем по льду. Главным начальником над отрядом был адмирал Апраксин, получивший уже за свои заслуги графское достоинство.


Сделав благополучный переход по морю, 21 марта (здесь и далее, даты по старому стилю), войска подошли к Выборгу и приступили к открытию осадных работ. Сильные морозы и каменистая местность делали работу чрезвычайно трудную. Пришедшие по льду войска, конечно, могли взять с собою только предметы самые необходимые для начала осады и незначительное количество провианта; всё остальное предполагалось доставить морем до прихода шведского флота, и от успешного доставления артиллерии, снарядов, пороха и провианта зависел самый успех осады.


В ожидании времени, удобного для отправки к Выборгу, провиант погрузили на карбасы, которых было более ста, а артиллерия и все прочие предметы размещены на 22 транспортных судна. Едва тронулся лёд, как флоты корабельный и галерный, 29-го апреля был уже у Кроншлота. Крюйс имел свой флаг на фрегате Олифант, шаутбенахт корабельного флота (царь) – на шняве Лизет, а галерный шаутбенахт граф Боцис по прежнему начальствовал галерным флотом.

Апраксин, начавший бомбардировку крепости 1-го апреля, со своими малокаиберными орудиями не мог иметь значительного успеха и в осадном корпусе уже чувствовался чувствительный недостаток в провианте; поэтому в поспешном доставлении всего нужного для ведения осады предстояла настоятельная необходимость.

Вечером, того же 29-го апреля, когда флот пришёл к Кроншлоту, две шнявы Дегас или Гас и Феникс отправлены были к Берёзовым островам для осмотра положения льда и разведывывания о неприятеле, а на другой день транспортные суда, конвоируемые одиннадцатью фрегатами, восемью шнявами (считая тут же и двух крейсеров), и карбасы, сопровождаемые галерами и бригантинами, прешли к Красной горке. Возвратившиеся крейсеры донесли, что у Берёзовых островов стоит сплошной лёд, через который невозможно пробраться к Выборгу. Несмотря на представление Крюйса, что мелким судам, в случае южного ветра, будет опасно стоять на якоре под северным берегом, Пётр приказал каждой бригантине взять на буксир по два карбаса, а каждой галере по четыре и по пяти, и вести их к северному берега; сам же с тремя шнявами отправился искать проход между льда. При WSW ветре царь, в продолжение целой ночи, с большим трудом и опасностью сумел пробраться до урочища Курома, находящегося в шести милях от Берёзовых островов. За царём прошёл Боцис с галерным флотом и грузовыми судами и поставил их на якорь. Окончив это дело, неутомимый шаутбенах пробился опять через лёд к Красной горке, где стоял корабельный флот, успел съездить в Петербург и 5-го мая, едва только фарватер очистился от льда, опять возвратился к корабельному флоту и перевёл его к северному берегу, где стояли суда Боциса, окружённые льдом.

На рассвете 6-го мая подувший восточный ветерпонёс в море лёд и с ним большую часть провиантских судов, которым угрожала весьма серьёзная опасность быть раздавленными льдом. На помощь им отправился тот же шаутбенах с тремя шнявами: Лизета, Дегас и Феникс и провёл снова целую ночь в трудном и опасном плавании, безуспешно пробиваясь между льда, который густыми массами медленно двигался к западуи тащил за собой галерный флот и грузовые суда. Последние в это время находились, по словам самого Петра, «почитай в конечном отчаянии от льду» и для спасения их, по совету шаутбенахта, к двум бывшим с ними шнявам присоединили два самых новых и крепких судна: фрегат Думкат (кап. Вилимовский) и бомбардирский галеот (кап. Валронт). Им приказано было пробиваться сквозь лёд к бедствующим судам, во что бы то ни стало, хотя бы с крайнею опасностью для самих себя.
Назначенные суда исполнили данное им поручение с полным успехом: поставив все паруса, пустились они в лёд, пробились до самых галер и стали на якорь. За них задержались галеры и другие суда, и когда пронесло лёд, все были спасены за исключением четырёх или пяти грузовых судов, раздавленных льдом. Но и с них часть провианта успели спасти, перегрузив на другие суда.

Корабельный флот, ещё 7-го числа подойдя к Берёзовым островам, стал на якорь и на другой день царь на шняве Мунке, командиров которой был корабельный мастер Федосей скляев, с гребным флотом пошёл к Выборгу и остановился в 12-ти верстах от него, в самом узком месте Трангзунда, против наших батарей, построенных на берегу. Для прохода судов фарватер предварительно был ограждён вехами. Скоро явился Апраксин и другие генералы благодарить шаутбенахта за спасение осадного корпуса, у которого провианта оставалось только на два дня, и, если бы не явилась так скоро помощь, то солдаты принуждены были бы есть «не только-что живых (которых было уже гораздо мало), но и мёртвых лошадей, и потом со стыдом от города отступить.

Мая 9-го, около полдня, гребная эскадра и суда с провиантом и артиллерией явились перед Выборгом, к удивлению и отчаянию гарнизона, ожидавшего с часу на час прибытия своего флота. С возможной поспешностью сдав весь свой груз на берег, шаутба\енахть, 14 мая, оставя под Выборгом галеры, с попутным NO ветром повёл причие суда и корабельный флот к кроншлоту. 16-го мая, когда некоторые гребные суда ещё не успели дойти до Котлина, шведский флот явился у Выборгского залива.

Этот поход был безспорно одним из самых смелых и полезных по своим последствиям подвигов великого государя. Сохраняя официально подначальную и второстепенную роль, Пётр в действительности был главным руководителеми душою предприятия. Здесь в полном блеске являются его морские сведения, отважность и настойчивое преследование цели.

Гравюра:WYBORG (Wiborg / Viipuri / Viborg) Russland (Russia):
Gesamtansicht ('Vue de Viborg').
- getönte Lithographie v. Lauvergne b. Arthus Bertrand & Lemercier in Paris, 1839, 33 x 40,5

Из Очерка Русской Морской Истории 1875 года издания



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архив сил обороны финляндии Sa-kuva

Золотой пляж Зеленогорска

В Коломягах